Сущность франчайзинга в России

Для того чтобы решить многие экономические проблемы в современной России требуются новые экономические механизмы. Таким механизмом может послужить франчайзинг. Считается, что он способен объединять преимущества крупного и малого семейного бизнеса и сейчас это единственный инструмент, который позволяет увеличить эффективность и результативность в малом бизнесе.

За рубежом франчайзинг начал свое историческое развитие еще 150 лет назад в то время, когда Зингер начал его применение, чтобы сбыть швейные машины. Франчайзинг в России начал возрождаться в последнее десятилетие ХХ века, и тогда почти в одно и то же время возникло сразу несколько систем франчайзинга: отечественные и с привлечением иностранных инвестиций. Но надежды на то, что развитие этого экономического инструмента пойдет дальше не оправдались. Сегодня есть смысл сделать анализ возникших проблем и причин.

Чтобы проанализировать проблемы франчайзинга в РФ требуется уточнить основные понятия и определения, которые характеризуют данный экономический инструмент.

В наших современных литературных источниках по экономике это понятие уже давно не редкость. Первые издания, которые посвятили франчайзингу, появились еще более 10 лет назад, но специалисты концентрировали внимание на разных пунктах франчайзинга и в результате формулировали определения по-своему.

Анализируя разнообразные формулировки, можно выразить вытекающее определение.

Франчайзинг – это такая форма бизнес-процесса, которая основана на системе взаимных связей, которые закреплены целым рядом договоров, где «франчайзер» дает возможность предоставить на возмездной основе право на действия от своего имени, т.е. реализовывать товар «франчайзи», тем самым способствуя росту рынка сбыта.

Признаки

Франчайзинг в России использует конкретный товар. У такого товара должны быть следующие признаки:

  • известная торговая марка;
  • номенклатура товара обязана быть ограниченной.

Предмет

Предметом франчайзинга может стать следующий товар:

  • продукт – изделие, которое имеет материальную оболочку;
  • услуги различного характера;
  • производство;
  • процесс предпринимательства – набор организационных, коммерческих, финансовых, управленческих действий;
  • товар комплексный, сочетающий в себе все предыдущие товары.

Франчайзинг в России включает в себя участие двух сторон, и между ними заключено соглашение – франшиза.

Франчайзер – участник одной из сторон. Это обычно большая корпорация (фирма), которая имеет широко всем известную коммерческую марку и довольно высокую репутацию на покупательском рынке. Эта организация дает другой фирме – «франчайзи» возмездное право на действия с заранее оговоренными условиями на рынке под его торговой маркой.

Франчайзи – участник другой стороны. Франчайзи – это, обычно, небольшая фирма, которая приобретает исключительное возмездное право у «франчайзера» на то, чтобы вести коммерческую деятельность под его торговой маркой.

Франчайзер в отличие от франчайзи в системе всегда в единственном числе, в то время как франчайзи обычно несколько единиц в одной системе франчайзера.

Франчайзинг связан с финансовыми потоками. В состав финансовых потоков входят:

1. Паушальный платеж (одноразовая уплата франшизы), который дает франчайзи право:

  • применять собственность на интеллект франчайзера;
  • начать свой франчайзинговый бизнес-процесс;
  • получить стандартные услуги, необходимые для открытия фирмы.

2. Систематическая, обязательная плата франчайзеру на возмещение его затрат, связанных с дальнейшим развитием и поддержанием системы франчайзинга.

3. Необходимость делать отчисления в фонд рекламы.

4. Дополнительная плата, направленная на покрытие стоимости услуг.