Что собой представляет электронная цифровая подпись?

Содержание

В настоящее время люди все чаще стали передавать документацию через электронную почту либо использовать другие способы передачи электронного документооборота. Но для того чтобы такой документ имел юридическую силу, на нем необходимо поставить электронную подпись.

Понятие электронной подписи

Электронная цифровая подпись – это один из основных параметров электронного документа, который отвечает за его достоверность. Любой документ, на котором указана электронная подпись, имеет юридическую силу. Он приравнивается к тому документу, который подписан был бы собственноручно.

Данная подпись – это определенная последовательность различных символов, которую можно сгенерировать, используя, криптографический преобразователь информации.

Электронная цифровая подпись полностью соответствует реальной подписи ее владельца.

Рассмотрим несколько основных понятий электронно-цифровой подписи (ЭЦП)

Любой владелец ЭЦП имеет в наличии сертификат. Удостоверяющий центр предоставляет сертификат электронно-цифровой подписи, который подтверждает то, что открытый ключ, а также дополнительные атрибуты принадлежат владельцу данного сертификата.

Кто может стать владельцем сертификата ЭЦП?

Удостоверяющий центр может предоставить сертификат ЭЦП физическому лицу, которое впоследствии получает в свое распоряжение открытый и дополнительный ключ. Используя дополнительный (закрытый) ключ владелец электронно-цифровой подписи может изменять ее вид и подписывать любые документы, которые при ее наличии будут носить юридический характер.

Собственник ЭЦП должен хранить ключ сертификата в тайне. Если вдруг собственник обнаружил, что доступ к тайне получили другие лица, то немедленно нужно прекратить действия с удостоверяющим центром, для того чтобы этой подписью никто не смог воспользоваться.

Носители цифровой электронной подписи

Носители ЭЦП

Собственник ЭЦП имеет в своем распоряжении 2 ключа:

  1. Открытый;
  2. Закрытый.

Закрытый ключ представляет собой некую последовательность символов, которая хранится в тайне у собственника сертификата. Данный ключ может работать только вместе с открытым. Хранится такой ключ может на следующих носителях:

  • на карте РИК;
  • на MPCOS-EMV;
  • на Touch-Memory;
  • на USB ключе eToken;
  • на Flash Drive.

Открытый ключ должен в точности соответствовать закрытому. Его вычисляют как определенное значение функции от закрытого ключа. Данный вид ключа может быть доступен абсолютно любому пользователю. Однако он не дает полный доступ к закрытому. Его используют для того, чтобы проверить подлинность документа, который подписан электронно-цифровой подписью.

Электронную подпись можно оформить в различных удостоверяющих центрах. Данная процедура в каждой компании может отличаться рядом условий. Но обычно требуют предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт либо любой другой документ, который сможет подтвердить личность;
  • ИНН;
  • необходимо написать заявление либо оформить онлайн-заявку на сайте компании;
  • дать компании разрешение на то, что они могут использовать персональные данные заказчика.

В настоящее время электронная цифровая подпись используется теми людьми, которые постоянно принимают участие в различных торгах, особенно теми, кто занимается продажей имущества компаний, которые потерпели убыток. Помимо этого данная подпись используется, когда оформляют какое-либо обращение в государственные органы. Но обычно все зависит от самой организации, так как бывают случаи, когда намного быстрее ставить подпись в бумажной форме.

Виды ЭЦП

Существует несколько основных видов электронной подписи. Рассмотрим каждый:

1. Простая подпись. Для того чтобы создать данный вид электронной подписи, используют различные коды, а также пароли, благодаря которым можно идентифицировать автора сформированных документов. Однако при этом, после того как ее поставили, никто не сможет прослеживать дальнейшие ее изменения.

2. Неквалифицированная подпись. Ее формируют, используя криптографию. Поэтому у других лиц всегда есть возможность установить лицо, которое поставило подпись, а также в дальнейшем прослеживать абсолютно любые ее изменения.

3. Квалифицированная ЭЦП. Ее владелец может поставить только в том случае, если он имеет специальный сертификат, который он получил от специального учреждения. Данная компания, которая предоставляет такие услуги, должна получить аккредитацию.

Основные преимущества электронной подписи

Сейчас многие предприниматели стали применять электронную подпись, так как она имеет целый ряд преимуществ:

  • Для того чтобы изучить предоставляемые другим лицом документы, нет больше надобности затрачивать на их обзор слишком много времени;
  • Такая подпись сможет сразу определить лицо, которое ее поставило;
  • Благодаря тому, что есть возможность сохранить конфиденциальность созданного документа, намного снижаются финансовые потери;
  • Любая сделка совершается очень быстро;
  • В любом документе указана исключительно достоверная информация;
  • Процесс обмена любыми оформленными документами значительно ускоряется.

В сертификате электронной подписи должны содержаться следующие данные:

  • Основной его номер;
  • Период действия данного сертификата;
  • Сведение, которое подтверждает факт того, что данный сертификат был внесен в личный реестр удостоверяющего центра, к которому обратился заказчик;
  • В сертификате должна быть полностью указана вся информация о его владельце;
  • Предоставлен ключ электронной подписи;
  • Указан перечень конкретных направлений, в которых планируют использовать данную подпись;
  • Детально изложена информация касательно удостоверяющего центра, к которому обратился заказчик;
  • Подтверждение того, что электронная подпись будет носить юридический характер;

Любое юридическое лицо может себе оформить квалифицированный сертификат. Однако данный документ предоставляет учредительный центр, у которого есть лицензия, и в ней указано, что данная компания может предоставлять подобного рода услуги, а также такой документ оформляют органы исполнительной власти. В том случае, если у юридического лица есть право ставить такую подпись, тогда она расценивается так, будто само государство поставило подпись. Но силу подпись будет иметь только до тех пор, пока суд не решит принять решение по поводу ее отмены.

Если физическое либо юридическое лицо оформило сертификат ЭЦП, то после того, как заказчик получит все необходимые документы, он не имеет права самостоятельно вносить какие-либо изменения. В том случае, если будет обнаружено, что сертификат просрочен, а подпись в дальнейшем использовали для подписания документов, следует эти сведения передать Национальному центру. Следует учесть, что обычно срок действия данного сертификат составляет приблизительно 1 год, и в этот период, удостоверяющий центр обязан обслужить каждый выданный ими сертификат. В том случае, если у компании к заказчику будут некоторые дополнительные вопросы, тогда ему придется собрать еще несколько справок.

В связи с тем, что электронная подпись – это достаточно новое введение, на предприятии могут возникать масса вопросов о том, как ее правильно поставить в документе.

Работа с программой «КриптоАРМ»

Чаще всего, для того чтобы поставить ЭЦП, используют программу «КриптоАРМ». Лучше всего подойдет версия 3,0. Для того чтобы выбрать нужный вид цифровой подписи, необходимо нажать вкладку «сервис», затем выбрать строку «параметры» и в конце «безопасность». После потребуется ввести пароль, который указан в сертификате ЭЦП. Рассмотрим более детально порядок действий:

  • Работа с КриптоАРМДля начала, необходимо выделить файл, на котором нужно поставить электронную подпись;
  • Затем правой кнопкой мыши выбрать необходимо строку из предложенного списка;
  • Когда откроется мастер, в нем указать тот файл, на котором требуется поставить подпись;
  • Затем появится два режима: отдельная подпись или совмещенная;
  • Нужно выбрать тот режим, который укажет правильный вариант подписи;
  • Потребуется также указать некоторые дополнительные параметры, такие как время созданного документа, а также можно указать комментарий к файлу (данные параметры устанавливаются только при необходимости);
  • После этого в хранилище из всех сертификатов необходимо выбрать тот, который придерживается параметров данной электронной подписи;
  • После всех этих действий сформируется новый документ, но уже с подписью, его можно будет найти там же, где находится и исходный файл.

Новый файл в дальнейшем можно будет только просматривать, а вот изменить любые данные не выйдет. Изначально потребуется созданный документ снять с подписи, а после этого можно будет вносить любые изменения.

Когда поступает заявка в удостоверяющий центр, то работники обычно создают электронную подпись в течение 3 дней. Выдается она обычно на носителе, при предоставлении паспорта.

Как подписать файл электронной подписью, видео-инструкция:

Цена электронной цифровой подписи

Чаще всего центр рассчитывает стоимость данной услуги (цену электронной цифровой подписи), исходя из:

  • Территории (региона) на которой проживает заказчик;
  • От вида подписи, а также от тех направлений, в которых планируют ее в дальнейшем использовать;
  • Ценовой политики в стране

Приблизительно цена подобной подписи может составлять от 4 000 рублей до 20 000 рублей.

Собственнику электронной подписи не рекомендуется предоставлять какому-нибудь постороннему лицу код, который указан в сертификате, так как в дальнейшем это может повлечь за собой массу неприятностей для предпринимателя.

Электронная цифровая подпись