Как вести бухгалтерский учет на малых предприятиях?

Содержание

В соответствии с законодательством России, под малым предприятием понимают коммерческие организации, доля уставного капитала которых составляет 25% различных фондов, и у которых численность работников не превышает уровней, которые установлены государством в законодательном порядке.

Малые предприятия в России

В зависимости от вида деятельности малым предпринимательством считается:

  • Учет бухгалтерии на предприятииВ сфере промышленности, транспорта и в строительстве количество работников не должно превышать 100 человек;
  • В сфере сельского хозяйства, а также в научно-технической сфере количество работников не должно превышать 60 человек;
  • В оптовой торговле количество работников не должно превышать 50 человек;
  • В сфере бытового обслуживания, а также в розничной торговле количество работников должно составлять не более 30 человек;
  • В различных других сферах деятельности количество работников не должно превышать 50 человек.

Помимо этого в каждой такой организации должен вестись бухгалтерский учет на малых предприятиях. Обычно предприниматели ведут учет по единой журнальной форме, которая утверждена Министерством Финансов. Предприятия, который в месяц совершают хозяйственные операции не более 300 штук, ведут учет своей деятельности по упрощенной форме.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях обычно ведет бухгалтер, соответственно, он и определяет его форму, исходя из того:

  • В каких потребностях нуждается компания;
  • Количества работников на предприятии;
  • Сложности в управлении персоналом.

Бухгалтерский учет на малом предприятии

В основном, когда бухгалтер учитывает производственные ресурсы, затраты на производство единицы продукции, а также калькулирование себестоимости товара, тогда он руководствуется указаниями, которые разработал Минфин.

Для того чтобы вести финансовый учет по упрощенной системе обычно рекомендуют разработать план всех счетов предприятия, при этом внести целый ряд изменений, в отличие от обычного такого плана.

На счете, где отражаются основные средства, следует также учесть все нематериальные активы. Также необходимо учесть амортизацию нематериальных активов. Те основные средства, которые будут постепенно выбывать, бухгалтера списывают на дебетовый счет «Амортизация основных средств».

Если на предприятии были расходы, которые напрямую связаны с основными средствами, тогда определенная часть основных средств списывается на счет, где отражаются продажи компании. На данном счете отражается любая выручка, которую получил предприниматель от своей деятельности.

Любые производственные запасы указывают в счете, где отражаются материалы предприятия. Все расходы, которые направлены для того, чтобы осуществлять производство отражаются на счете «Основное производство». Это также могут быть расходы, которые направлены на ремонт основных средств. В том случае, если ремонт основных средств проводится подрядным способом, тогда расходы включают в состав общехозяйственных. Если на предприятии используют кассовый метод, по которому учитывают как доходы, так и расходы на производство, тогда эти денежные средства отражают на счете «Основное производство».

Если готовую продукцию отгрузили, тогда ее отражают на счету «Товары» до того момента, как предприятие получит за товар денежные средства. После того, как на счет компании поступают денежные средства за отгруженную продукцию, себестоимость продукции списывают на счет «Продажи».

Для малых предприятий, производственный цикл которых составляет короткий период, могут списывать расходы, которые ушли на производство, по счету «Продажи». В данном случае себестоимость готовой продукции будет исчисляться без учета данных расходов.

Учет в упрощенном виде

Бухгалтерский учет на малых предприятиях в упрощенном виде намного облегчает работу бухгалтера, однако следует внимательно учитывать все нюансы. Обычно готовую продукцию отражают на счете «Товары».

Товар, который был приобретен для дальнейшей продажи, учитывается по той стоимости, по которой его купли. При этом в дальнейшем его необходимо списать, когда он уйдет из оборота по методу средневзвешенной себестоимости.

Все конечные финансовые результаты, а также направления их дальнейшего использования, учитываются по статье «Прибыли и убытки».

В течение 1 года вся прибыль, которая была получена в результате ведения деятельности, бухгалтером должна быть отражена развернуто. Так по кредиту необходимо отразить нарастающий итог полученной прибыли, а вот по дебету – отразить, на что конкретно использовался доход.

Учет как дебиторской, так и кредиторской задолженности, отражается в счете «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Все расчеты производят в развернутом виде:

  • по дебету отражают, когда возникла дебиторская задолженность, когда была погашена кредиторская и в каком размере;
  • по кредиту отражают, когда возникла кредиторская задолженность, когда была погашена дебиторская и в каком размере;

Все ссуды, которые банк предоставил предприятию, отражаются на счете «Расчеты по краткосрочным займам и кредитам».

Ведение книги хозяйственной деятельности

Когда на малом предприятии используют упрощенную систему ведения учета, то тогда оформляют книгу, в которой отражают ведение хозяйственной деятельности, и в качестве регистра формируют такие ведомости:

  • Книга хозяйственной деятельностиВедомость, в которой отражается учет основных средств;
  • Ведомость, в которой отражаются затраты на производство;
  • Ведомость, в которой отражают размер денежных средств в наличии у предприятия, а также сформированные фонды;
  • Ведомость, в которой отражают все проводимые расчеты с контрагентами и другие операции;
  • Ведомость, в которой отражается реализация готовой продукции;
  • Ведомость, в которой отражаются операции всех расчетов с поставщиками;
  • Ведомость, в которой отражают средства, которые направлены на оплату труда сотрудников.

Вести книгу, где отражают хозяйственную деятельность, является обязательным условием для малого предпринимательства, а вот какие ведомости из перечисленных предприниматель хочет вести, он выбирает по желанию.

Например, с помощью книги на предприятии ведется не только синтаксический учет, но и аналитический. В книге, в которой отражают хозяйственную деятельность предприятия к каждой операции:

  • Присваивают свой порядковый номер;
  • Указывают дату и номер сформированного документа;
  • Основное содержание операции;
  • Сумма;
  • Какое произошло изменение по счетам имущества предприятия (увеличение, либо уменьшение);
  • Все обязательства по данной операции;
  • Процесс ведения операции.

После того как открывают данную книгу, по каждому счету необходимо записать остатки. Также ее можно вести ежемесячно в виде ведомости. Если же на малом предприятии ведется полная книга, то по ее окончанию нужно в обязательном порядке прошнуровать и пронумеровать. На самой последней странице нужно указать количество страниц, содержащихся в книге, а также заверить ее подписью руководителя предприятия и бухгалтера, при этом поставить печать компании.

Все записи в учетные регистры вносят на второй день после того, как была совершена хозяйственная операция. А вот порядок записей будет в основном зависеть от того, какое количество операций предприятие совершает за один день.

Если в организации совершают за день не значительно количество операций, то их изначально описывают в книге, а после формируют ведомости. А если в день на предприятии проводят большое количество операций, тогда сначала можно формировать ведомости, а вот после этого в течение одного месяца заполнять книгу.

Если у малого предприятия в наличии имеется большое количество основных средств, тогда их учет можно вести используя инвентарные карточки, и по их итогу в результате формируется сводный учет.

В конце месяца в книге хозяйственных операций по каждому счету подсчитывают обороты, и таким образом высчитывают конечное сальдо. Общая сумма всех дебетовых оборотов должна в точности совпадать с суммой оборотов по кредитным счетам. Сумма актива и пассива также должна полностью совпадать. Данные синтаксического учета используют для того, чтобы сформировать бухгалтерский баланс.

Для того чтобы было проще проверять, соответствуют ли реальности записи, которые отражены на счетах, рекомендуется формировать оборотную ведомость, которая и будет являться основой при составлении бухгалтерского баланса. Любая ведомость открывается на 1 месяц. В ней все синтаксические счета записывают в порядке возрастания.

После того, как бухгалтер завершит разноску счетов, необходимо подсчитать сумму, которая образовалась по дебетовому обороту. При этом общая сумма дебетового оборота должна в точности соответствовать сумме кредитового оборота. Как дебетовый, так и кредитовый оборот бухгалтер должен перенести в оборотную ведомость, по истечению которой подсчитывают конечное сальдо.

Упрощенная система налогообложения

Малые предприятия могут также использовать упрощенную систему налогообложения. В данном случае предприниматель освобождается от уплаты НДС, налога на имущество и от налога на прибыль. В данном случае ему необходимо будет уплачивать только единый налог, и только с того дохода, который предприниматель получит от осуществления своей деятельности за установленный налоговый период.

Однако, помимо единого налога, предпринимателю придется оплатить определенную сумму страхового взноса, которая предназначена для пенсионного страхования.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях